Папа́нов Анатолий Дмитриевич (1922-1987), актёр, народный артист СССР (1973). С 1949 в Московском театре сатиры (Юсов - «Доходное место» А. Н. Островского; Фамусов - «Горе от ума» А. С. Грибоедова; Хлудов - «Бег» М. А. Булгакова). Снимался в фильмах: «Живые и мёртвые», «Бриллиантовая рука», «Белорусский вокзал», «Холодное лето пятьдесят третьего...» и др. Сочетал гротеск, сатиру с глубоким психологизмом и драматизмом. Мастер озвучивания мультфильмов (Волк - «Ну, погоди!», 1969-81, и др.). Государственная премия СССР (1989, посмертно).
* * *
ПАПАНОВ Анатолий Дмитриевич - ПАПА́НОВ Анатолий Дмитриевич (31 октября 1922, Вязьма Смоленской области - 5 августа 1987, Москва), российский актер театра и кино. Народный артист СССР (1973). Участник Великой Отечественной войны (см. ВЕЛИКАЯ ОТЕЧЕСТВЕННАЯ ВОЙНА).
Начал сниматься в кино еще подростком. В 1946 окончил ГИТИС. Играл в Клайпедском русском драматическом театре, с 1948 в Московском театре Сатиры. Вкус актера к широкому спектру комедийных ролей (от эксцентрики до трагикомедии) позволил Папанову стать одним из ведущих мастеров этого театра, в котором он проработал почти 50 лет. Известностью пользовались спектакли «Клоп», «Мистерия-Буфф», «Интервенция», «У времени в плену», «Ревизор», «Гнездо глухаря».
Кинематограф долго не замечал этого актера - вплоть до начала 1960-х годов. Папанов первоначально выступал в привычном комическом амплуа («Человек ниоткуда», «Порожний рейс», «Приходите завтра», «Дайте жалобную книгу», «Берегись автомобиля», «Золотой теленок», «Бриллиантовая рука»), создавая острохарактерные, сатирически трактованные образы. Но резкий и для многих неожиданный прорыв актера к истинной драме внешне невозмутимого и невероятно стойкого человека, генерала Серпилина, перенесшего немало испытаний до и во время войны, произошел благодаря военной дилогии «Живые и мертвые» по К. М. Симонову (1964, Государственная премия РСФСР, 1966) и «Возмездие» (1969). Этот опыт непростого постижения многопланового характера помог Папанову в дальнейшем исполнить еще несколько драматических ролей современников в фильмах «Наш дом» (1965), «Иду на грозу» (1966), «Белорусский вокзал» (1971), «Разрешите взлет» (1972), «День приема по личным вопросам» (1974).
Новым достижением актера в кино оказалась работа, опять связанная с прошлым - «Холодное лето пятьдесят третьего» (1987, Государственная премия СССР, 1989, посмертно), в которой он убедительно сыграл бывшего фронтовика, прошедшего через Гулаг и не утратившего веру в понятия чести и справедливости. Папанов также интересно выступал в трагикомическом («Виринея», «Служили два товарища», «Адъютант его превосходительства») и лирико-драматическом амплуа («Дети Дон-Кихота», «Отцы и деды», «Время желаний»), в экранизациях произведений А. П. Чехова («В городе С.», «Семейное счастье», «Плохой хороший человек»). Особую популярность до сих пор имеют многие озвученные им роли в анимационных лентах, прежде всего эксцентричный образ Волка-хулигана в серии «Ну, погоди!».